Советы нотариуса

Обратная связь

Архив новостей

Регистрация

  • Судебные споры относительно выморочного имущества не так редки. Однако чаще они касаются ситуаций, когда право наследников подлежит сомнению и они, например, седьмой очереди, или представленные документы не соответствуют действительности.

    Сегодня в Верховном Суде рассматривалось неоднозначное дело, когда с иском обратился наследник первой очереди – дочь умершей, в обоснование требований указав, что она с внуками проживала в спорной квартире, что свидетельствовало о фактическом принятии наследства, а пропуск срока обращения к нотариусу для открытия наследственного дела оправдывала своей юридической безграмотностью.

    Ситуация не исключительная, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нём на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счёт наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом.

    Однако в рассматриваемом споре с встречным иском выступил Департамент городского имущества г. Москвы (ДГИ) с требованием о признании имущества выморочным. И суды трёх инстанций встали на сторону ДГИ, указав, что к представленным доказательствам и показаниям свидетелей истца суд относится критически, а доводы ДГИ о наличии задолженности за ЖКХ и отсутствие регистрации в квартире наследников (что по мнению ВС не является определяющим фактором) являются достаточными для признания права собственности за городом Москва.

    На наш взгляд, подобный подход является спорным и не направленным на восстановление нарушенных прав граждан, когда юридическая безграмотность может привести к потере жилья наследников первой очереди.

    7 сентября 2021 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда под председательством судьи Москаленко Юрия Павловича отменила решение суда первой инстанции от 08.08.2019 г.определение суда апелляционной инстанции от 16.12.2019 г. и определение судебной коллегии Второго кассационного суда общей юрисдикции. Дело направлено на повторное рассмотрение в суд первой инстанции.

    Ссылка на дело в Верховном Суде https://vsrf.ru/lk/practice/cases/11175492

    Posted by admnpgs @ 10:17

Комментарии отключены.