Советы нотариуса

Обратная связь

Архив новостей

Регистрация

  • На кануне Дня нотариата мы встретились с Ольгой Николаевной Каленкович, президентом Нотариальной палаты города Севастополя, и поговорили о преемственности традиций, профессиональной ответственности и трудовых буднях нотариусов – «наперсников дел насущных»:

    — Здравствуйте, Ольга Николаевна. 26 апреля нотариату в России исполняется 151 год. Как Ваша Нотариальная палата отмечает этот праздник?

    — Наши нотариусы всегда отличались особым рвением к труду, поэтому 26 апреля мы проводим на рабочих местах.

    Каждый год мы к праздничным датам стараемся приурочить различные акции. К примеру, совершаем отдельные нотариальные действия без взимания пошлины за УПТХ (услуги технического и правового характера. – Прим.ред.). Постараемся так сделать и сейчас. Массовых мероприятий у нас в этом году не планируется – масштабные торжества, как Вы понимаете, прошли год назад, когда нотариату исполнилось 150 лет. Кроме того, на апрель и так запланировано много других мероприятий: Всероссийский субботник, День благотворительной помощи детям, подготовка к 9 мая. Так что мы в этот день будем работать – мы трудоголики. (Улыбается.) Но чуть позже для своих коллег мы организуем поездку в Парк Айвазовского в Партените, после которой всё-таки отметим наш праздник в более тесном кругу.

    — Своим появлением российский нотариат обязан императору Александру II, который в 1866 году подписал «Положение о нотариальной части». Именно этот документ сделал нотариат самостоятельным правовым институтом. Каковы функции современного нотариуса и чем они отличаются от тех, что были возложены на него пол- тора века назад?

    — Мне кажется, что современные «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» создавались с оглядкой на «Положение», потому что функции остались практически те же, хоть и называются немного по-другому.

    Нотариальные действия наших коллег в XIX веке были двух видов – работа с нотариальными актами и нотариальными свидетельствами. Если говорить современным правовым языком, то нотариальные акты – это сделки, договоры дарения и купли-продажи, а к свидетельствам относятся более простые действия – подтверждение подлинности подписей переводчиков, копий и так далее. Короче говоря, за 150 лет изменились только названия, а суть осталась той же. То, что было рождено в 1866 году, действует по сей день.

    Различия тоже есть, но несущественные. Ранее, например, существовала практика защиты интересов самого нотариуса – купчие, дарственные и прочие виды документов удостоверялись только при свидетелях. К примеру, для составления завещания требовалось два свидетеля, а для договора – три. Сейчас у нас в законодательных актах такого требования нет, но я думаю, что хорошо было бы обсудить этот вопрос на федеральном уровне.

    — Существует ли сегодня потребность в расширении полномочий нотариуса?

    — Лично мне кажется, что да, причём потребность острая. До вхождения Крыма в состав РФ существовала обязательная нотариальная форма в отношении практически всех договоров, а в России этот перечень гораздо уже, и, я считаю, его не мешало бы расширить. Дело в том, что очень часто люди, составляя договоры в обычной письменной форме, идут за советом либо к риэлторам, либо к знакомым, либо просто скачивают образцы из интернета, а потом в таком договоре очень сложно взять что-то за основу, установить, чья на нём подпись, и так далее. И самое главное: если человек подаёт документы в многофункциональном центре, никто не несёт ответственность за то, что документация предоставлялась заявителем лично и по доброй воле. Соответственно, такой договор легко оспаривается в суде.

    — Почему договора, составленного риэлтором, недостаточно? В чём заключаются главные правовые преимущества нотариально заверенного документа?

    — Риэлторы – прекрасные профессионалы, но в своей сфере, и её нельзя путать с нотариальной. Функция риэлтора – найти продавца и покупателя, и на этом его полномочия заканчиваются. Разумеется, риэлтор может иметь юридическое образование, но предоставление правовых услуг никаким образом к риэлторской деятельности не относится. Нотариус же имеет доступ к специальным базам данных, он может проверить чистоту правоустанавливающего документа или узнать, откуда объект отчуждения появился у продавца. Мы делаем соответствующие запросы, и любой орган обязан на них ответить. Риэлтору же никто на такой запрос не ответит.

    И самое главное: составить текст договора может практически каждый, но только нотариус несёт за него материальную ответственность всем своим имуществом. Даже юрист с самыми высокими регалиями не будет отвечать за составленный текст, а нотариус будет. Если суд признает документ недействительным и виноват в этом будет нотариус, материальный ущерб будет взыскан с него.

    Юрист, как и нотариус, возьмёт за заключение договора определённую плату. Так не лучше ли отдать эти деньги лицу, которое впоследствии будет нести ответственность за свою работу?

    — Довольно часто можно услышать фразу: «Там, где работают нотариусы, отдыхают суды». Как Вы её понимаете?

    — Это абсолютно верное утверждение. Если нотариус выполнит все действия корректно (а поступить иначе он не имеет права), то суду будет нечего делать.

    Суды занимаются спорными ситуациями, а нотариусы – бесспорными. Если нотариус на этапе обращения к нему видит спор между двумя гражданами, он ничего не станет удостоверять. Речь не только о конфликте интересов – документы тоже должны быть «бесспорными». К примеру, если человек, купив квартиру десять лет назад, так и не дошёл до БТИ и не зарегистрировал там своё право, нотариус отправит его на регистрацию. Также нотариус не поможет, если, к примеру, стороны не могут договориться о цене или если наследники не определились, в каких долях они будут наследовать квартиру, и полагают, что расчёт, сделанный нотариусом, противоречит законодательству. С такими вопросами нужно идти в суд. И с другой стороны: если спора нет, суд отправит Вас к нотариусу.

    — Профессия нотариуса не только востребованная, но и предельно ответственная. В связи с этим вопрос: легко ли стать нотариусом? Какие этапы подготовки необходимо пройти?

    — По общим правилам, всё начинается с того, что человек подаёт заявление о намерении пройти стажировку. Если есть превышение квоты, ему придётся сдавать экзамен, если нет – возьмут и так. Человек стажируется год, а затем проходит испытание – для этого при каждой нотариальной палате создаётся комиссия. Если стажёр справляется с ним, его вносят в реестр нотариусов. Сдав экзамен, молодой специалист, если ему уже есть 25 лет и имеется определённый стаж работы, может занимать должность помощника нотариуса и исполнять обязанности нотариуса в его отсутствие. Что это означает на практике? К примеру, я беседую с Вами, а прямо сейчас мой помощник выполняет нотариальные действия. Он работает моей печатью и под мою материальную ответственность, просто ставит на документах свою подпись вместо моей. Когда появляется вакантное место нотариуса, объявляется конкурс, в ходе которого подбирается кандидат. Правда, для Крыма и Севастополя это не работает. Профессия нотариуса квотированная, и в Севастополе, например, может быть только один нотариус на 15 тысяч человек населения, то есть 27 специалистов на весь город, но на сегодняшний момент нас 70. Дело в том, что до 2014 года квот не было и в профессию вошли все, кто сдал экзамен. Примерно такая же ситуация и в целом по Республике Крым. Таким образом, конкурсы начнут проводиться, когда фактическое число нотариусов сравняется с квотой. Произойдёт это, я думаю, не скоро, потому что у нас, в отличие от материковой России, нотариальный корпус очень молодой.

    — Расскажите о своём профессиональном пути.

    — Если честно, я никогда не мечтала быть нотариусом – я хотела работать в суде. Однако в 1998 году мне предложили занять должность главного специалиста по нотариату Управления юстиции города Севастополя. Подумав, я согласилась. Там я проработала семь лет, а потом перешла в Третью государственную нотариальную контору. С 2005 по 2013 год я была государственным нотариусом, в 2013 году стала частным. Ну а сейчас я нотариус города Севастополя и президент Нотариальной палаты города Севастополя.

    — В переходный период услуги нотариусов были едва ли не самыми востребованными в Крыму и Севастополе. Расскажите, как Вы справлялись с таким объёмом задач. С какими во- просами граждане обращались чаще всего?

    — У нотариусов всегда много работы, поэтому в 2014 году изменились не объёмы, а характер нотариальных действий. Если раньше это были, в основном, договоры, то в 2014 году к нам чаще всего приходили для заверения копий, копий с переводами и просто переводов. Но такого, чтобы люди не могли попасть к нотариусу, у нас в городе не было. Возможно, каждому клиенту приходилось ждать дольше обычного, но нотариальные конторы никогда и не были конвейером, который решает вопросы за пять минут. Очередь и предварительная запись есть всегда. Когда мы справились с этими документами, пошла волна доверенностей, а за ней – предварительных договоров. Рынок не стоял на месте, люди удостоверяли их, но, поскольку возможность совершения самих договоров появилась не сразу, на начальных этапах они заключали их в формате предварительных. Ну а когда стал работать Севреестр, мы вошли в колею: начали оформлять имущественные права, завещания и полноценные договоры. То есть у нас было поэтапное вливание в работу с акцентами на разные виды документов.

    — С 2014 года крымские нотариусы работают с Единой информационной системой нотариата. Расскажите об этой инновации.

    — Мы работали с подобными системами и до 2014 года – у нас на компьютерах было установлено по девять электронных реестров. ЕИС чем-то эти программы напоминает. К нему непременно нужно обращаться при любом нотариальном действии. К примеру, если приходит доверенность из другого региона, система позволяет проверить её действительность. Это позволяет увидеть текст документа и даже подпись нотариуса с образцом печати. Сейчас идёт активное создание базы скан-образов доверенностей и завещаний. Кроме того, система позволяет наладить быструю связь с органами Росреестра, отправить туда запрос и так далее. Со следующего года планируется полный переход на электронную систему. К примеру, сейчас реестр нотариальных действий сначала ведётся в бумажном виде, потом распечатывается, например доверенность, и далее сканируется. В ближайшем будущем реестровые номера будет выдавать система. Сегодня эта инновация тестируется в трёх или четырёх регионах. Полностью отказываться от бумаги мы, конечно, не будем. Мы дважды пережили исчезновение реестров – по непонятным причинам система полностью обрушивалась, и тогда нас спасало только наличие бумажных дублей.

    — Как система КонсультантПлюс помогает нотариусу в работе?

    — Система очень хорошая – там собрана вся правовая база Российской Федерации. Никакого другого продукта, способного предоставить информацию в аналогичных масштабах, в России попросту нет. Если раньше мы обходились данными, которые публиковал сайт Верховной Рады Украины, то на сайте Государственной Думы информация в таком объёме не даётся. А в «КонсультантПлюс» собрана вся правовая база и даже отдельно законодательство Крыма и Севастополя. Пользоваться программой очень легко – ваши сервисные специалисты показали нам возможности системы, обучили работе с ней. Кроме того, по любому запросу можно найти и нормативы, и подзаконные акты, и решения суда. Это очень облегчает нам работу.

    — Спасибо за беседу, Ольга Николаевна. Поздравляем Вас с Днём нотариата! Что бы Вы хотели пожелать коллегам?

    — Коллегам я хочу пожелать постоянного профессионального роста и приятных изменений в законодательстве. У нотариата хоть и женское лицо, но груз ответственности совсем не для слабого пола, поэтому я пожелаю нотариусам обычного человеческого счастья и чтобы они, несмотря на все трудности, уделяли время не только своей юридической профессии, но и своим семьям и растили новое поколение.

    Консультант Таврический №8 (66) май 2017  

    Богдан Аулин  

    Posted by Olga @ 12:11

Комментарии отключены.