Советы нотариуса

Обратная связь

Архив новостей

Регистрация

  • Как и в любые времена, большинству граждан необходимо решать один из важнейших вопросов — жилищный.

    Юридическая грамотность населения в нашем городе на данном этапе довольно низкая. Граждане не видят разницы между договором дарения и завещанием, не понимают, чем отличается договор купли-продажи в простой письменной форме (на белом листе) от договора купли-продажи, нотариально удостоверенного, не знают, какой документ является правоустанавливающим, как избежать ненужных затрат при оформлении договора. И это приводит к очень грустным последствиям.

    Речь в этой статье пойдет о заключении договора купли-продажи недвижимого имущества.

    Право выбора способа оформления договора, конечно, остается за каждым. Но хотелось бы разъяснить (особенно пожилым людям) последствия заключения договора в простой письменной форме и нотариально удостоверенного. Государство предусмотрело обязательную регистрацию государственных прав при сделках с недвижимостью. Для простой письменной формы договора это единственная гарантия, так как в «Севреестре» в ходе такой регистрации осуществляется правовая экспертиза документов. Однако:

    а) подлинность документов регистратор проверять не обязан, в связи с чем могут быть отмененные доверенности, поддельные паспорта (в том числе просроченные), фальшивые правоустанавливающие документы;

    б) регистратор также не проверяет истинную волю участников сделки, способность осознавать свои действия и руководить ими;

    в) далеко не каждый гражданин может правильно, в соответствии с законодательством составить и описать все условия договора купли-продажи, дарения. Сами стороны сделки не в курсе того, какие документы необходимо предъявлять или проверять при заключении договора, в связи с чем регистрация договоров приостанавливается. И вместо 10 дней (плюс 4 дня на передачу документов из/в МФЦ) граждане ждут регистрации права собственности месяцами, получают отказы в регистрации, а это —нервы и деньги;

    г) и, наконец, очень важный и тяжело переносимый момент — сдача документов на регистрацию: это и очереди, и отсутствие условий для ожидания. А если вдруг вернут документы с ошибками, то все это опять приходится делать заново.

    Один сомнительный плюс во всем этом — не очень затратно материально.

    Другое дело — сделка, заключенная нотариально. Иногда агенты по продаже недвижимости пытаются занизить значимость участия нотариуса в подобных сделках и уговаривают стороны «не переплачивать», мотивируя это тем, что сами подготовят документы и займут очередь на регистрацию. Но все мы прекрасно понимаем, что за эту работу они обязательно возьмут плату, а сумма будет зависеть от совести каждого. И ответственность за чистоту сделки в этом случае никто не несет.

    Теперь перечислим плюсы нотариально удостоверенного договора.

    1. Нотариус является в нашем государстве лицом, несущим полную имущественную ответственность, и в случае если по его вине гражданину был нанесен ущерб, то нотариус возмещает его в полном объеме. Для этого существуют личное страхование профессиональной деятельности нотариуса, коллективная страховка нотариальной палаты, а также с 1 января 2015 года создан компенсационный фонд Федеральной нотариальной палаты, который должен в случае нехватки страховых сумм полностью покрыть ущерб любого размера. А далее — ответственность всем имуществом.

    2. Только нотариус знает досконально историю правовых документов и Российской Федерации, и Украины, потому что в Украине сделки оформлялись исключительно нотариально.

    Из практики. В период нахождения Севастополя и Крыма в составе Украины разные документы подтверждали право собственности на недвижимое имущество: государственные акты на земельные участки были разных образцов, с кадастровыми номерами и без. Право подтверждалось то только государственным актом, то государственным актом и договором (свидетельством), то только свидетельством и выпиской. Регистрация права собственности на жилые помещения также проходила по-разному. Основания для возникновения права были различными.

    3. Проверка обременений-запрещений, арестов — самый сложный этап при заключении сделки. Старых реестров нет, а новый имеет не всю информацию. И только нотариус сделает все необходимые запросы (а их может быть от одного до трех) и получит ответы для совершения чистоты сделки.

    4. Также внесены изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, которые устанавливают повышенную доказательную силу для нотариальных документов, то есть их оспаривание станет возможным только в особом порядке, что послужит дополнительной защитой прав и законных интересов граждан, нотариально удостоверивших сделку. Это обусловлено тем, что такие обстоятельства, как время, место, характер и содержание акта волеизъявления, происходят только при непосредственном участии нотариуса и устанавливаются им достоверно.

    Еще один плюс в пользу нотариальной сделки. Закон устанавливает возможность использования депозита нотариуса для расчетов между сторонами нотариально удостоверяемой сделки. Такое изменение предоставляет гражданам гарантию законности, безопасности и правильности расчета по сделкам. Размер тарифа на эту услугу — всего 1500 рублей, что гораздо дешевле стоимости аренды банковской ячейки.
    И вот наконец очень важный вопрос о сумме за удостоверение нотариального договора.
    В 2015 году снижены нотариальные тарифы за удостоверение договоров отчуждения недвижимого имущества и прочих договоров. Теперь, если объект договора стоит дешевле одного миллиона рублей, нотариус за удостоверение получит 3000 рублей плюс 0,4% от суммы сделки вместо ранее действовавшего 1%.

    За удостоверение сделок, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества супругу, родителям, детям, внукам, тариф составит 3000 рублей плюс 0,2% от оценки недвижимого имущества (суммы сделки), но не более 50000 рублей; другим лицам — в зависимости от суммы сделки:

    — свыше 1000000 рублей — до 10000000 рублей включительно (7000 рублей плюс 0,2% суммы сделки, превышающей 1000000 рублей);

    — свыше 10000000 рублей (25000 рублей плюс 0,1% суммы сделки, превышающей 10000000 рублей), а в случае отчуждения жилых помещений (квартир, комнат, жилых домов) и земельных участков, занятых жилыми домами, — не более 100000 рублей.

    Услуги правового и технического характера за удостоверение сделок в городе Севастополе составляют 5000 рублей (можно ознакомиться на сайте нотариальной палаты города Севастополя). К примеру, за удостоверение сделок, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества стоимостью 3000000 рублей между посторонними лицами, нотариальный тариф составляет 11000 рублей + УПТиХ 5000 рублей. Всего 16000 рублей. Оплачивая услуги нотариуса, вы платите за юридическую чистоту сделки, безопасность и удобство расчетов, защиту права собственности, гарантии соблюдения законных прав.

    Нотариусы Севастополя — это Профессионалы с большой буквы. Почти каждый второй имеет огромный опыт работы, согласно законодательству, несет полную имущественную ответственность за результат своей деятельности, сам лично передает документы на регистрацию права (по желанию клиента), сообщает вам о готовности документов и лично их вручает. При этом регистрация права, согласно законодательству, должна быть произведена в течение трех дней (плюс 4 дня на передачу в/из МФЦ).

    А значит, преимущество нотариального договора перед простой письменной формой очевидно и законодательно закреплено.

    Т.З. Петренко, нотариус Севастополя, член комиссии профессиональной чести «Нотариальной палаты города Севастополя» — ассоциации.

    «Слава Севастополя» — 03 октября 2015 г. № 175 (24554)

    Posted by Olga @ 10:33

Комментарии отключены.