Советы нотариуса

Обратная связь

Архив новостей

Регистрация

  • «Глобально на работу российского нотариата события последних нескольких месяцев не повлияли», — так определяет текущую ситуацию нотариус, вице-президент Нотариальной палаты города Севастополя Максим Юрченко:

    — На организацию работы, в частности. То есть, все электронные сервисы, обеспечивающие документооборот, действуют. Все те нотариальные действия, которые нотариусами оказывались до 24 февраля (дата начала военной спецоперации на Украине), оказываются в штатном режиме и сейчас. В этом плане можно сказать, что нотариат «на 100% импортозамещён». И! Никаких предпосылок, что нотариальная защита населения прекратится, нет. 

    Между тем, факт таков: чтобы удержать положение дел в балансе, чтобы те, кому нужна помощь, получали её незамедлительно и в полном объеме, севастопольским нотариусам довелось в кратчайшие сроки пересмотреть алгоритмы своей деятельности. Другими словами, подстроиться под предложенные обстоятельства и найти новые решения для привычных задач.

    «Не летают самолёты, и не ходят поезда»… 
    — К чему здесь нотариат? К тому, что деятельность этой профессиональной сферы во многом «завязана» на логистику, а она весьма усложнилась. Взаимодействие между Россией и многими странами мира, в том числе и с теми, с которыми связь всегда была активной, если не прекратилось совсем, то вышло на новый уровень. А скорее — спустилось…

    — И в первую очередь в том, что касается документальной сферы. Например — проблемы, связанные с принятием наследства. Для граждан, которые находятся за пределами Российской Федерации, теперь эта задача со многими составляющими. Суть в том, что есть сроки для того, чтобы принять наследство. Они ограничены 6 месяцами. И если наследодатель, к примеру, умирает в Севастополе, то и наследственное дело открывается здесь. Наследники же, которые претендуют на наследство, должны в течение полугода направить нотариусу заявления о принятии наследства.

    Первая сложность: за пределами Российской Федерации электронного оборота нет, так что документы необходимо прислать «вживую». Вторая: «на заграницу» ни почта, ни курьерские службы сегодня не работают. Официальный документооборот практически прекращён. И не важно, это государство, поддерживающее Россию в её позиции, или страна, находящаяся в перечне недружественных по отношении к РФ, — поясняет Максим Юрченко. — А между тем, пропуск сроков здесь грозит серьёзными последствия. В том числе и перспективой, когда доведётся доказывать своё право на наследство через суд. Форс-мажорные обстоятельства? В данном случае речь об этом не идёт. 

    Патовая ситуация? В Нотариальной палате Севастополя дают единственный совет: не «спускать» дела на тормозах и искать выходы, не откладывая решение задач в долгий ящик.

    Рука помощь или Севастополь — приграничная территория

    Второй момент, в связи с которым севастопольские нотариусы внесли коррективы в свою деятельность, — поддержка людей, вынужденно покинувших территорию ЛНР, ДНР и Украины.

    — Здесь большую роль играет специфика региона. Поток переселенцев — и тех, кто планирует остаться в России, и тех, кто намерен здесь переждать сложные времена, а потом вернуться домой — достаточно большой. И мы сейчас защищаем интересы этих людей. Причём по двум причинам. Понимая, что в этом есть государственная потребность, а также потому, что нотариат просто не может находиться при таких обстоятельствах в стороне.

    В частности, мы занимается тем, что помогаем прибывшим легализоваться на территории РФ в том, что касается оформления документов. Для трудоустройства, для определения детей в образовательные учреждения, получения соцпомощи и т.д., переселенцам необходимы копии и переводы украинских документов. Мы в этом помогаем. В оперативном режиме — откладываем какие-то текущие вопросы и эти вопросы решаем первыми. При этом, по распоряжению президента Нотариальной палаты от 28 февраля, нотариальные действия для выше указанных категорий граждан оказываются без взимания платы за услуги правового и технического характера. А это 90% от общей стоимости услуг, — отмечает Максим Юрченко. — Компенсирует затраты как севастопольская Нотариальная палата, так и Федеральная нотариальная палата. Работаем сообща. 

    — И статистика такова: с начала военной спецоперации на Украине и по состоянию на начало июля совершено более двух тысяч такого рода нотариальных действий. И если три месяца назад запросов на помощь было меньше, то сегодня подобные операции нотариусы проводят ежедневно. Делали бы для людей и больше, говорят в Нотариальной палате, но в ряде случаев бессильны. Тогда, к примеру, когда люди прибывают в Севастополь без документов в принципе.

    — Бежали без документов, спасая свои жизни. Теперь, разумеется, нужно восстанавливать документы, чтобы налаживать свою жизнедеятельность. Для этого необходимо связываться с ведомствами и организациями, которые эти документы выдавали и, соответственно, их хранят. Такие обращения к нам поступают, но, к сожалению, это не компетенция нотариата. У нас нет возможности запрашивать какие-то документы у государственных органов других государств. Мы не имеем ни доступа к базам, ни технических ресурсов, ни законодательных решений на проверку и удостоверение таких фактов. Причём так было и до спецоперации. С учётом особого статуса Крыма и Севастополя, ответы на наши запросы мы и раньше не получали. Сегодня ситуация и вовсе осложнилась — с Украиной такое взаимодействие точно невозможно. Поэтому это всё ложится на плечи тех граждан, которые приезжают, — говорит вице-президент Нотариальной палаты г. Севастополя. 

    — С оформлением каких документов нотариусы однозначно помогают переселенцам? Это переводы и легализация документов об образовании, паспорта, свидетельства о рождении и браке.

    — И это не только первичные действия, когда нужен только перевод. Документы для оформления вида на жительства, на оформление статуса беженца — мы этим также занимаемся. Люди повторно обращаются и в обычном порядке – на льготном основании – они эти услуги получают. Нотариат помощь переселенцам оказывает на любом этапе, — подчёркивает Максим Юрченко. 

    Алгоритм действий в случае необходимости легализации документов:

    • первый шаг — для того, чтобы гражданин ДНР, ЛНР и Украины мог получить льготную помощь от нотариата, необходимо обратиться в штаб волонтёрской организации «Мы вместе», и получить справку установленного образца.
    • второй шаг — прийти к любому нотариусу города.

    Процесс довольно простой, однако, говорят в Нотариальной палате Севастополе, далеко не все из вынужденных переселенцев считают нужным регистрироваться на территории РФ. И уж точно далеко не все прибегают к помощи нотариусов в обозначенном льготном режиме. Статистика: из 10 тысяч прибывших в город в апреле, через специалистов нотариата «прошли» порядка тысяч человек.

    Иностранцы и недвижимость: действуют ответные санкции 
    — Ещё один вопрос, который сегодня доводится решать нотариату не по привычной схеме, касается сферы недвижимости.

    — В действии — ответные санкции. Напомним, в марте вышел Указ президента, который ограничил операции с недвижимостью, если их участниками являются граждане и юридические лица иностранных государств, которые значатся в перечне недружественных стран. Изначально речь шла о том, что сделки купли-продажи в таких ситуациях могут совершаться только при наличии разрешения специальной Правительственной комиссии по контролю за инвестициями. Затем вышло решение, которым разрешили сделки по продаже недвижимого имущества иностранными гражданами на территории Российской Федерации осуществлять, но только при условии зачисления средств на специальные счета типа «С», которые открываются в уполномоченных банках РФ. Также разрешили дарение. Но и тут замечание: дарение разрешено только близким родственникам, перечень которых установлен Семейным кодексом. Если это дарение какому-то постороннему лицу, то необходимо обязательное получение разрешения от Правительственной комиссии,  — поясняет Максим Юрченко. — Сегодня далеко не все знают эти тонкости. 

    — И эти тонкости, действительно, очень существенные. Наряду с озвученной проблемой, говорит вице-президент Нотариальной палаты г. Севастополя, также существует и такой момент:

    — Есть списки конкретных лиц, которые под персональными санкциями. И в отношении них запрещены любые финансовые операции. Их активы заморожены. Запрет, естественно, распространяется и на имущество, а значит — на недвижимость. И это касается любого отчуждения недвижимого имущества либо ценных бумаг, если они принадлежат иностранцу из недружественной страны.

    Не специалистам в нюансах разобраться непросто, потому нотариусы рекомендуют прежде, чем что-либо предпринимать, когда речь заходит о недвижимости, советоваться с экспертами. Вкратце же нотариусы напоминают основные условия, которые стоит учитывать, когда речь заходит о купле-продаже объектов, владельцами которых являются иностранцы (или которыми они хотят владеть):

    • если объект недвижимости продаёт иностранец из недружественной страны, то расчет по договору должен быть произведен через специальный банковский счет типа «С»; дарение от имени иностранного гражданина из недружественной страны на близкого родственника без ограничений, а на любое иное лицо — только при условии получения разрешения Правительственной комиссии. Для иностранных граждан из стран, не включенных в перечень недружественных, такие ограничения отсутствуют;
    • если же иностранный гражданин хочет купить недвижимость в России, то ограничений на такие сделки нет;
    • «с землёй» в Севастополе ещё сложнее. Практически вся территория города относится к так называемым приграничным территориям. По законодательству приобретать земельные участки здесь иностранцы не могут, возможна только аренда. Если же иностранный гражданин получил в собственность такой земельный участок (например, в наследство), то он должен провести его отчуждение гражданину Российской Федерации.

    Источник: КрымPress

    27.07.2022

    Posted by Olga @ 14:14

Комментарии отключены.