Развод — не повод для родителя забыть об обязательстве обеспечивать ребенка жильем. Так решили сенаторы, поддержав закон, направленный на защиту интересов детей.
Согласно правительственному закону, суды смогут привлекать родителя, проживающего после развода отдельно от ребенка, к оплате расходов по обеспечению его пригодным для проживания жильем.
Почему понадобилось вносить изменения, подробно объяснила коллегам зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Елена Мизулина.
По ее словам, нововведение затронет семьи, попадающие в ситуацию развода или проживающие в так называемых фактических отношениях. Если отношения разорваны, то ребенок, как правило, остается с одним из родителей. И в большинстве случаев возникает вопрос о жилье, если оно находится в собственности другого родителя.
Семейный кодекс вроде бы уже предусматривает, что каждый родитель несет ответственность за содержание ребенка, в том числе за обеспечение жильем. Классическая форма содержания — алименты, напомнила Мизулина. Но родителя, согласно действующим нормам, могут привлечь к несению дополнительных расходов — при наличии исключительных обстоятельств. Однако судебная практика сложилась так, что привлечь отца или мать к обеспечению ребенка жильем крайне проблематично. Ведь в перечне «исключительных обстоятельств» перечислены только те основания, которые связаны со здоровьем детей. А то, что список не исчерпывающий, суды не учитывают.
Теперь перечень исключительных обстоятельств дополняется новым — отсутствие у ребенка пригодного для постоянного жилья. По словам Елены Мизулиной, решение будет приниматься с учетом материального положения родителей.
Закон, по оценке сенатора, будет иметь и важное профилактическое значение. Ведь лучше договориться до суда и обеспечить ребенка жильем, чем втягиваться в длительные судебные тяжбы.
Спикер СФ Валентина Матвиенко назвала это решение очень важным. «Это дополнительные меры, усиливающие защиту наших детей и вносящие вклад в укрепление семейных уз и общей ответственности за судьбу детей», — сказала она.
Текст: Татьяна Замахина