Пленум Верховного суда России утвердил резонансный документ: специальное постановление детально прописывает, за что папу и маму можно лишить родительских прав, когда и как ребенка можно изъять из семьи.
Это чувствительный вопрос. Семья не то место, где чиновники должны показывать свою власть, карать и миловать. Однако в жизни порой возникают ситуации, когда ребенка действительно надо спасать — родной дом ему опасен. Как отличить экстренный случай от обычных семейных проблем, до которых чиновнику дела нет и быть не может?
Нельзя забрать ребенка из семьи только на том основании, что родители мало зарабатывают
Ответы даются в постановлении. Верховный суд защищает неимущие семьи от претензий органов опеки. Бывает, что любящий отец мало зарабатывает. Нельзя создавать такой семье проблему на ровном месте только потому, что с бедными и законопослушными чиновникам проще справиться.
Постановление объясняет, что считать жестоким обращением с детьми, злоупотреблением родительскими правами и прочее. Как рассказал вчера председатель судебного состава Судебной коллегии Верховного суда России по гражданским делам Александр Кликушин, в постановлении даются такие формулировки, которые исключают расширительное толкование.
В исключительных случаях, когда ребенку угрожает опасность, закон разрешает чиновникам немедленно забрать ребенка из семьи. Первоначально предполагалось дать органам опеки возможность действовать немедленно даже без официального решения.
Однако, по мнению некоторых экспертов, этот пункт открывал возможности для произвола. Как сообщил Александр Кликушин, в окончательном варианте постановления четко указано: органы опеки, пришедшие забирать ребенка, должны иметь на руках официальный акт.
«Судам необходимо иметь в виду, что предусмотренная статьей 77 Семейного кодекса РФ мера по защите прав ребенка носит чрезвычайный характер, применение которой возможно в исключительных случаях, не терпящих отлагательств в связи с угрозой жизни или здоровью ребенка, и только на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо главы муниципального образования», говорится в постановлении.
Родители вправе обжаловать такое решение. Тогда суд должен досконально изучить, имелись ли основания для применения такой исключительной меры. В частности, надлежит исследовать акты обследования условий жизни родителей и ребенка, заслушать показания свидетелей, объяснения представителей органов опеки и попечительства.
Как поясняет Верховный суд, тяжелое материальное положение семьи само по себе не является достаточным основанием для отобрания детей у родителей, если родители добросовестно исполняют свои обязанности, заботятся о детях, создают необходимые условия для их развития в соответствии с материальными и финансовыми возможностями семьи.
Под непосредственной угрозой жизни или здоровью ребенка, которая дает основания принять решение об отобрании ребенка, следует понимать «угрозу, с очевидностью свидетельствующую о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий или бездействия) родителей (одного из них)». Такие последствия могут быть вызваны, в частности, отсутствием ухода за ребенком, отвечающего физиологическим потребностям ребенка в соответствии с его возрастом и состоянием здоровья.
Например, непредоставление малолетнему ребенку воды, питания, крова, неосуществление ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время без присмотра.
«Характер и степень опасности должен определяться в каждом конкретном случае с учетом возраста, состояния здоровья ребенка, а также иных обстоятельств», говорится в постановлении. Как только уполномоченный начальник подпишет акт об отобрании ребенка, об этом надо немедленно уведомить прокурора. И в течении семи дней необходимо обратиться в суд с иском о лишении родительских прав.
Родителей могут лишить родительских прав за вовлечение детей в секты или экстремистские организации
В других случаях сначала ставится вопрос о лишении родительских прав, а потом уже ребенку ищут новое место. Если родители вовлекают детей в секты или пытаются сделать своих чад террористами, это веские основания лишить таких отцов или матерей родительских прав.
Бывало, что родители-террористы брали детей на теракты. И погибали всей семьей. Если семья не просто неблагополучна, а опасна — родители приучают ребенка к алкоголю, затягивают в секты, запрещают лечиться или учиться, — то органы опеки вправе потребовать лишения таких родителей родительских прав.
Злоупотребление родительскими правами — как раз одно из оснований лишения родительских прав. В постановлении говорится, что под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например создание препятствий к получению ими общего образования, вовлечение в занятие азартными играми, склонение к бродяжничеству, попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств.
«Особое внимание привлекает пункт, касающийся лишения родительских прав за «вовлечение в деятельность общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности, — говорит адвокат Виктория Данильченко. — Таким образом, лишиться родительских прав могут те, кто являются участниками таких объединений и религиозных организаций».
Еще одно разъяснение Верховного суда: жестокое обращение с детьми может выражаться, в частности, в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними, в покушении на их половую неприкосновенность
Российская газета — Федеральный выпуск №7424 (258)
Текст: Владислав Куликов