Популярность дистанционных сделок, которые появились в нотариальной практике в 2021 году, динамично повышается. За неполный 2022 год их количество выросло почти в 4,5 раза по сравнению с показателями прошлого года. На сегодняшний день жители 90% российских регионов уже успели оценить оперативность и удобство формата, когда стороны не встречаются за одним столом, а находятся каждый в удобной для себя нотариальной конторе. Иногда — в разных концах страны.
В топ-5 регионов по количеству дистанционных сделок, помимо прошлогодних лидеров — Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского и Красноярского края, вошел еще и Крым. Республика активно развивается и интересна как представителям бизнеса, так и обычным гражданам, которые вкладывают деньги в местную недвижимость. При этом авиасообщение полуострова с большой землей уже длительное время закрыто. И если ранее дорога, допустим, до столицы занимала два с половиной часа, то теперь на это уходит двое суток.
Также имеет значение «обычная» географическая труднодоступность тех или иных территорий. Возьмем Красноярский край — второй по площади субъект России. Третья часть всех нотариальных округов здесь расположена в труднодоступных местностях. Для жителей подобных регионов дистанционный формат — настоящая находка.
Помимо того, что путешествие из одной точки России в другую может быть долгим, изнурительным и дорогим, чтобы встретиться со вторым участником сделки зачастую необходимо решить и множество организационных вопросов. Где остановиться, дадут ли отгул или отпуск на работе, кто присмотрит за детьми или пожилыми родственниками и так далее. Найти ответственное доверенное лицо бывает непросто, да и всегда безопаснее заключать сделку самостоятельно, а не выписывать доверенность на кого-либо.
На расстоянии можно удостоверить любой договор — как двусторонний, так и многосторонний. Если говорить о самых популярных, то по-прежнему более 70% — это сделки с недвижимостью: отчуждение жилых помещений, земли и участков со строениями. В продаже долевой недвижимости могут быть задействованы три—четыре собственника, бывает, что все они живут в разных населенных пунктах. Дистанционный вариант удобен не только при продаже или дарении, но и при аренде жилья. Когда владелец живет в одном городе, а квартира, которую он хочет сдавать, и, соответственно, квартиросъемщик — в другом.
На втором месте по востребованности — брачно-семейные сделки, например, соглашения о разделе имущества супругов, брачные договоры и алиментные соглашения. Порой в таких ситуациях люди хотят избежать не вынужденных переездов или перелетов, а встреч лицом к лицу. В практике был случай, когда бывшие супруги, представители вьетнамской диаспоры с российским гражданством, дистанционно подписывали соглашение о разделе совместно нажитого имущества. Женщина находилась в Пскове, а мужчина в Ульяновске. Бывшие супруги были счастливы видеть друг друга только на экране и в присутствии посторонних людей. Более того, брак был расторгнут давно, мужчина успел снова жениться и пришел на дистанционную сделку с новой женой.
Бывает, что ни о каком разводе речи не идет, но супруги живут и работают в разных регионах. Плотный график, цены на билеты или те же запреты на полеты не дают им возможности встретиться у одного нотариуса. А откладывать урегулирование имущественных вопросов они не могут или не хотят. Например, если брачный договор запрашивает банк, в котором семья хочет взять ипотеку.
На третьем месте по востребованности — дистанционные сделки между юрлицами. Такие как, отчуждение или залог долей в уставном капитале. Один из примеров: предпринимателю из Москвы нужно было заключить договор с компанией из Якутска для получения финансирования. Вместо 6-часового перелета — молодой человек провел 40 минут в нотариальной конторе в центре родного города и занялся дальше своими делами.
При этом, по мнению экспертов, уже назрела необходимость расширять дистанционный формат работы в корпоративной сфере. Например, использовать его для удостоверения решений органов управления ООО. Это повысит удобство совершения юридически значимых действий и поможет собственникам компаний еще больше защитить свои интересы и бизнес. Соответствующая инициатива обсуждается в профессиональном сообществе.
Помимо перечисленных, среди дистанционных сделок можно встретить договоры ренты, займа, поручительства, соглашения об определении долей в праве и другие. Так, например, две сестры из Перми и Омска смогли в дистанционном формате благополучно определить порядок пользования наследственным имуществом. До этого у родственниц не получалось решить спор в течение 17 лет! У них были разные матери и общий отец, наследство от которого они и не могли так долго разделить. Было несколько судов о принудительном выкупе небольшой доли в недвижимости, но в итоге пришлось договариваться. В данном случае дистанция стала дополнительным фактором успешных переговоров, поскольку женщинам было сложно общаться и даже смотреть друг на друга через экран.
Дистанционный формат может быть удобен и при процедуре банкротства физических лиц. Один из случаев: бывшие супруги разделили общее имущество, после чего женщина признала себя банкротом. Мужчина при этом решил воспользоваться преимущественным правом и выкупить ее доли на дом и земельный участок. Бывшие супруги и недвижимость были в Ульяновске, а арбитражный управляющий, участие которого необходимо в сделке, находился в Пензе. Дистанционный формат помог сделать все быстро, не встречаясь в одном месте.
На сегодняшний день процедура дистанционных сделок отлажена до такой степени, что они практически не отличаются по времени от «классических», разница может составлять 15-20 минут. Единственное, необходимо учитывать разницу в часовых поясах между участниками. Например, если по видеосвязи встречаются Севастополь и Владивосток, то у одного нотариуса рабочий день только начинается, а у второго уже заканчивается. Или, например, когда в Москве утро, на Сахалине — вечер. И здесь важно «не перескочить» сутки, если по ходу заключения сделки потребуются дополнительные согласования условий договора. Счет может идти на минуты, но ситуация, когда одна сторона подписала документ в одну дату, а вторая на следующий день — недопустима.
Важно, что при дистанционном формате сохраняются все стандартные процедуры: нотариусы подтверждают личности людей, собирают информацию, в том числе из государственных баз данных. Проводят правовую экспертизу сделки и готовят единый проект договора. Когда каждая сторона в согласованное время приходит в удобную для себя контору, нотариусы устанавливают видеосвязь по защищенным каналам. Они зачитывают договор, разъясняют его детали и последствия. Убеждаются, что присутствующие действуют добровольно и понимают, что подписывают. Кстати, при дистанционном формате нотариусы обязательно ведут видеозапись всего процесса — к ней можно вернуться, если возникнут споры.
Мы привыкли, что сделка завершается подписями на распечатанных экземплярах договора. При дистанционном формате схема немного меняется, но сложнее не становится. «Автографы» оставляют не на бумаге, а на электронных планшетах нотариусов. Сами нотариусы подписывают цифровой документ своими усиленными квалифицированными электронными подписями (УКЭП) — это придаёт ему юридическую силу.
При дистанционном формате, как и при обычном, нотариусы работают в режиме «одного окна»: сами запрашивают необходимые справки, проводят проверки, удостоверяют сделку и направляют документы в регистрирующий орган. Нотариальная сделка регистрируется в Росреестре в течение всего одного дня.
Участники сделки получают документы в электронном или привычном бумажном виде. Также копия сохраняется в закрытом реестре нотариата. Важно, что при дистанционных сделках действуют все привычные гарантии. Нотариусы несут солидарную имущественную ответственность за результаты своей работы. Если будет допущена ошибка, пострадавшее лицо получит стопроцентное возмещение убытков.