Сегодня Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении законопроект, расширяющий возможность применения примирительных процедур в сфере осуществления правосудия. В частности, предусматривается, что «медиативные соглашения, достигнутые сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда, в случае его нотариального удостоверения будут иметь силу исполнительного документа».
Путем обращения к процедуре медиации стороны смогут решать не только споры, возникающие из гражданских, семейных, трудовых отношений, но и административных и иных публичных отношений. При этом достигнув соглашения без судебного разбирательства стороны смогут его заверить нотариально. С учетом того, что такие медиативные соглашения будут иметь силу исполнительного документа, в случае неисполнения они сразу будут направляться судебному приставу, что позволит не прибегать к затратной и затяжной процедуре судебного разбирательства. Таким образом, расширение сферы компетенции нотариуса на сферу медиативного регулирования позволит не только снизить нагрузку на суды, но существенно сэкономить как временные, так и финансовые затраты спорящих сторон, что в свою очередь приведет к популяризации данного института.
Необходимость развития института медиации и снижения нагрузки на судебные органы была обозначена Президентом РФ Владимиром Путиным еще два года назад по итогам встречи с представителями российских деловых кругов и объединений.
Юридическое сообщество поддержало идею о том, что придание медиативному соглашению силы исполнительного документа может повысить привлекательность самой процедуры, которая сейчас в России не слишком востребована.
По мнению экспертов, данная новелла, будет способствовать совершенствованию медиативной практики, а также повысит уровень востребованности процедуры медиации как физическими, так и юридическими лицами при урегулировании возникающих споров.
Кроме того, российские суды в последние годы столкнулись с тем, что количество споров неукоснительно увеличивается, что в свою очередь приводит к повышению объема их работы и, следовательно, к необходимости увеличения бюджетных расходов на судебную систему.
«Принятие данных изменений позволит снизить нагрузку на судебные органы, поскольку у участников медиативного соглашения, удостоверенного нотариально, не возникнет необходимости обращаться в судебные органы за защитой своих прав в случае их нарушения другими участниками такого соглашения, а также гарантирует заинтересованной стороне возможность требовать исполнения условий письменного соглашения, достигнутого в результате медиации», — отметила советник президента ФНП по взаимодействию с органами государственной власти Елена Джуринская.
Кроме того, отсутствие необходимости обращаться в органы судебной власти значительно упростит процедуру для принуждения стороны, нарушившей обязательства, к исполнению таких обязательств, поскольку законные требования судебного пристава-исполнителя (вытекающие из исполнительных документов) обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Эксперты полагают, что придание нотариально удостоверенному медиативному соглашению силы исполнительного листа позволит снизить риск негативных последствий в виде злоупотребления правами недобросовестными участниками спора, в том числе в случае проблем с добровольным исполнением ими своих обязательств.
Концептуально придание медиативному соглашению исполнительной силы с помощью нотариального акта подтверждает необходимость расширения сферы компетенции нотариуса для стабилизации гражданского оборота в целом, а также значимость функции нотариальной деятельности как превентивного правосудия.
Источник: сайт ФНП