Нотариусов могут обязать отправлять документы на регистрацию недвижимости в Росреестр, если они удостоверяют сделку купли-продажи или оформляют наследство. Соответствующий законопроект главы комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергея Гаврилова (КПРФ) поддержала на прошлой неделе правительственная комиссия по законопроектной деятельности («Известия» ознакомились с отзывом). Там, впрочем, указали: документооборот с Росреестром должен быть электронным и бесплатным для граждан. Эксперты инициативу поддерживают, однако указывают на риск роста расценок на услуги нотариусов.
Упростить процедуру регистрации прав на недвижимость через нотариуса, однако не рассматривать подачу документов как самостоятельное нотариальное действие и не брать за это 1 тыс. рублей (как это происходит сейчас согласно тарифу), депутат Сергей Гаврилов предложил осенью 2017 года.
Представить документы на регистрацию самостоятельно нотариус может и сейчас, но только по просьбе клиентов. Для этого придется заплатить 1 тыс. рублей помимо оплаты самого удостоверения сделки (при цене квартиры в 1 млн рублей — 7 тыс. рублей, а при 7 млн рублей — 19 тыс. рублей), а также услуг правового и технического характера. Например, в Москве они оцениваются в пределах 8 тыс. рублей. Если нотариус отправляет документы в электронном виде, это обойдется клиенту в 50 рублей за заверение каждой страницы. Однако это позволит сэкономить время: на регистрацию прав при подаче электронных документов нотариусов отводится один рабочий день, бумажных — три дня, а по общему правилу — до семи рабочих дней, если делать это самостоятельно.
В правительственной комиссии по законопроектной деятельности заявили, что готовы поддержать предложения депутата, но — при двух условиях. Во-первых, нотариусы должны будут представлять документ в Росреестр в электронном виде, а в законодательстве нужно закрепить ответственность за их несвоевременную отправку. Во-вторых, нужно исключить дополнительную финансовую нагрузку на граждан. Для этого кабмин предлагает считать нотариальное удостоверение сделки, выдачу свидетельства о праве на наследство и последующее представление документов в орган регистрации прав — одним нотариальным действием. При этом граждане освобождаются от дополнительной платы за отправку документов, в том числе и за услуги нотариуса правового и технического характера, говорится в отзыве.
Трехлетний запрет на бизнес
Также в правкомиссии поддержали и другую этого норму законопроекта, предлагающую ограничить тремя годами срок, в течение которого гражданин-банкрот не может зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Сейчас в законе о несостоятельности говорится о пятилетнем запрете, а в законе о госрегистрации юрлиц и ИП — о годичном. Депутат предлагает привести законы в соответствие, но отсчитывать срок запрета не с момента признания человека банкротом, а с момента окончания реализации его имущества.
Эту идею в правительстве одобрили, но указали, что проект нужно дополнить нормами, предусматривающими отмену запрета на регистрацию в качестве ИП, либо дифференциацию сроков такого запрета.
Мнения экспертов
В Федеральной нотариальной палате «Известиям» заявили, что поддерживают проект и замечания комиссии. Предложение обязать нотариуса отправлять документы на регистрацию там назвали «обоснованным и полезным для граждан, так как оно исходит из необходимости представления гражданам услуг в формате «одного окна».
— Несмотря на то что это увеличит нагрузку на нотариуса, с точки зрения удобства граждан и комплексного подхода к тарификации нотариальных действий подобное предложение является еще одним фактором повышения привлекательности нотариальной формы сделок с недвижимостью, — отметили в Федеральной нотариальной палате.
Опрошенные «Известиями» юристы также поддержали инициативу. Так, юрист CAF Group Юлия Семенова полагает, что новации в части обязанностей нотариусов уменьшат хлопоты лиц, вступающих в наследство, но не сократят их расходы. Юрист Eterna Law Евгения Первухина отметила, что заключение сделки, ее удостоверение и регистрация в итоге станут проще для граждан, однако это может повлечь дополнительную нагрузку на нотариусов, а затем привести и к повышению стоимости их услуг. Руководитель практики банкротства «Инфралекс» Станислав Петров также согласен, что новации упрощают процедуру регистрации сделок с недвижимостью, и полагает, что, даже несмотря на возможный рост расценок, граждане смогут сэкономить.
— Ведь нередко незнание граждан, как и куда необходимо подать документы, чтобы зарегистрировать право на недвижимость, служит поводом для того, чтобы за немалые деньги нанять представителя, который поможет разобраться в тонкостях регистрационных процедур. Теперь всей этой процедурой мог бы заведовать нотариус, — отметил он.
Положительно он оценивает и идею начинать отсчитывать срок запрета на регистрацию в качестве ИП с момента окончания реализации имущества. Лишь по окончании банкротного дела и завершения всех расчетов с кредиторами представляется возможным оценить реальное финансовое состояния должника и необходимость введения такого запрета в принципе, объясняет он.