Советы нотариуса

Обратная связь

Архив новостей

Регистрация

  • С 1 января 2018 года, отмечает Президент Нотариальной палаты Севастополя Ольга Каленкович, в действие вступили сразу несколько нововведений, связанных с работой нотариусов. Причём все они, будучи направленными на реализацию в профессиональном сообществе, так или иначе, но затрагивают и интересы граждан – настоящих или будущих клиентов нотариальных контор.

    Вкратце новеллы таковы:

    Принят и вступил в силу регламент*, обозначающий минимальный набор документов, необходимых для совершения того или иного нотариального действия.

    ОЛЬГА КАЛЕНКОВИЧ: В Советском Союзе такая инструкция была, в Российской Федерации её отменили. Теперь же регламент вновь введён и это крайне важно, как для нотариуса, так и для людей, которые к нему обращаются.

    ЖУРНАЛИСТ: Другими словами, если, к примеру, заключается договор, то у нотариуса есть утверждённый прописанный список документов, которые должны предоставить стороны сделки?

    ОЛЬГА КАЛЕНКОВИЧ: Да. Раньше мы сами, применяя на практике требования нормативных актов, законов, подзаконных актов, определяли, что нужно истребовать, проверить и перепроверить, чтобы совершить договор. Сейчас этот момент упрощён: регламентом всё учтено изначально. Чётко определен минимум проверочных действий, которые нотариус обязан предпринять перед тем, как совершится само нотариальное действие. Среди прочих плюсов этого нововведения главный в том, что, при возможных разбирательствах, суду легче установить вину нотариуса в случае, если нанесен его действиями материальный ущерб.

    Этот регламент, по сути, гарантия для граждан. Сейчас они могут быть уверены, что, обращаясь к нотариусу, они полностью защищены, в том числе, могут быть уверены в материальном возмещении, если будет доказано, что нотариус совершил не все проверочные действия, которые был обязан совершить. Бытует мнение, что с нотариуса невозможно получить материальное возмещение, что полностью не соответствует действительности, так как нотариальная деятельность застрахована и самим нотариусом на 5 миллионов рублей, и Нотариальной палатой города Севастополя, и Федеральной нотариальной палатой.

    Еще раз уточню: регламентирован только МИНИМАЛЬНЫЙ пакет документов, необходимый для того или иного нотариального действия. Нотариус, согласно 15 статье Основ Законодательства Российской Федерации о нотариате, имеет право затребовать иную дополнительную информацию, чтобы быть уверенным и в правовой экспертизе документов, и в установлении волеизъявления сторон.

    * Приказ Минюста России от 30.08.2017 N 156 «Об утверждении Регламента совершения нотариусами нотариальных действий…» — ЗДЕСЬ

    С 1 января нотариусы полностью перешли на электронный нотариат.

    ОЛЬГА КАЛЕНКОВИЧ: То есть, если раньше у нас были только «бумажные реестры (книги)», в которых полностью прописывались все нотариальные действия, то теперь все это есть в электронном виде. Это Всероссийский реестр, общая большая база данных, сведения в которую вносятся в обязательном порядке. Вся информация при внесении сразу же передаётся на серверы, которые находятся в Москве. Если же нотариус лишен возможности незамедлительного внесения информации в электронный реестр, например, на выезде (Интернет есть не везде), то сначала данные фиксируются в «бумажном реестре» в полном объеме и, по возвращению в нотариальную контору, также происходит внесение данных в электронную систему. То есть, нотариальное действие полностью фиксируется дважды.

    ЖУРНАЛИСТ: Что электронный реестр дает?

    ОЛЬГА КАЛЕНКОВИЧ: Первое — исключены любые разночтения. Так, к примеру, в суде уже не может быть вопросов по поводу того, что нотариус сделал что-то «задним» числом. Такие претензии к нотариусам бывали. Я могу сказать, что это практически нереально было сделать и с бумажным реестром, но тогда нотариус был практически незащищен, невозможно было доказать, что в реестре оставлялись пустые места. Теперь же доказательства – элементарны. Информация вносится в единую электронную систему, буквально, посекундно. Это гарантия совершения нотариального действия.

    Второе — электронный реестр предоставляет возможность видеофиксации нотариального действия. Это защита и клиента, и нотариуса. В том же суде, когда рассматриваются иски о признании того или иного действия недействительным. «Я не понял, мне подсунули, я подписал» и т.д. — какие только обвинения не сыпятся на нотариуса, чтобы не выглядеть нехорошим перед обиженными родственниками, которые узнают, что квартира уже подарена их другому близкому человеку и наследовать будет нечего – при видеофиксации такие эксцессы невозможны. На видео есть все нюансы — о чем беседовали, как беседовали, что происходило в кабинете и т.д. Все это видно наглядно.

    Отмечу: такое видео хранится у нотариуса и не подлежит разглашению никоим образом. Только по запросу суда, в рамках принятых к производству дел!

    Нотариусов подключили к реестрам ЗАГСа.

    ОЛЬГА КАЛЕНКОВИЧ: Система ещё дорабатывается, совершенствуются технические параметры, но, в целом, это очень позитивный момент, который помогает в работе. Плюс и для специалистов, и для клиентов – мы можем запрашивать документы, не требуя их в «бумажном» виде. Кроме того, совершать проверку данных в текущем режиме стало проще. Брак зарегистрирован – расторгнут, человек умер – жив и т.д.

    Нотариусы получили доступ к реестру недееспособных лиц.

    ОЛЬГА КАЛЕНКОВИЧ: Это единая база данных Росреестра. Теперь можем и обязаны проверить любого участника договора, даже действующего по доверенности. Бывают такие болезни, которые визуально не определяют недееспособность человека. То есть — ты с ним общаешься, он отвечает на все поставленные вопросы – визуально никаких отклонений нет, по факту же они в наличии! Такого рода запросы специалисты Росреестра отрабатывают в течение суток.

    Проблема, правда, есть. Непосредственно касается Севастополя. Севреестр на данный момент не вносит информацию о недееспособных в основной реестр, а «размещает» её так называемым «сигналом», который при совершении действий в выписку не попадает. И приходит она «чистенькая-красивенькая», а на деле – человек недееспособен. Этот вопрос ещё предстоит решить, но мы… на своём уровне… такие данные, если их получаем, стараемся в реестр нотариусов вносить, чтобы обезопасить наших коллег из других регионов. Эти данные нам направляют органы опеки и попечительства.

    Нотариусы в 2018 году получили доступ к базе проверки паспортов ФМС.

    ОЛЬГА КАЛЕНКОВИЧ: Трудно переоценить этот момент. Без преувеличения: в практике едва ли не каждого нотариуса были случаи выявления лиц с недействительными паспортами. Это и откровенные фальшивки – с переклеенными фотографиями, «левовыписанные» и т.д. Но бывает, к примеру, и так: человек теряет документ, получает новый. Потом паспорт вдруг находится и его продолжают предоставлять для совершения того или иного действия. Какая-то «задняя мысль» при этом может и не присутствовать. Просто не отдают себе отчёт, что такие документы недействительные, и их нужно сдавать в правоохранительные органы. Приходят и люди с просроченными паспортами – не поменял документ по достижению определённого возраста.

    Все эти тонкости система теперь сама проверяет, что также гарантирует чистоту совершаемого нотариального действия.

    Нотариусы получили возможность проверять в электронном виде сведения о банкротстве**.

    ОЛЬГА КАЛЕНКОВИЧ: Раньше мы должны были заходить на специальный сайт, делать скриншоты как доказательство, что мы проверили, является человек банкротом или нет. Сейчас система делает это автоматически. Помощь ощутимая.

    Причём проверяем не только по ФИО. Такие данные могут быть недостоверными – много однофамильцев. «Пробиваем» ещё и по ИНН – тут ошибки, в принципе, исключены.

    Доступ к этому реестру сформулирован исключительно хорошо.

    ** Единый Федеральный реестр сведения о банкротстве – ЗДЕСЬ

    Нотариусы активно работают с реестром залога движимого имущества***.

    ОЛЬГА КАЛЕНКОВИЧ: Если не хотите проблем, то при приобретении автотранспортного средства проверяйте наличие запрещений, а также выясните — не находится ли эта машина в залоге. Сервис этот общедоступный – расположен на портале Федеральной Нотариальной палаты.

    Если же есть какие-то претензии либо какие-то проблемы, вы можете у нотариуса получить выписку из этого реестра. Полную либо краткую. Рекомендовано так поступать, в частности, когда машина несколько раз перепродавалась, а значит — сменила несколько владельцев. Были случаи в практике, когда авто оказывается в залоге, потому как даже не предыдущий собственник, а «через-через-через» владелец купил её в кредит, но не рассчитался. Такие моменты в реестре отражены.

    В Украине такая база работала с 2001 года, в России сейчас её также создали. Каких-либо других источников, где можно получить информацию о залогах, нет. На сегодняшний день в базу внесено более миллиона записей о залогах.

    ЖУРНАЛИСТ: ГИБДД только штрафы отслеживает?

    ОЛЬГА КАЛЕНКОВИЧ: Да, у них нет на базы залогов. Только по штрафам.

    *** Реестр залога движимого имущества – ЗДЕСЬ.

    Все эти ресурсы созданы для людей и ими необходимо пользоваться. Конечно, специалисты, у которых есть более широкий доступ, получают больше информации. Но получить общие сведения по тому или иному вопросу могут практически все, — подчёркивает Президент Нотариальной палаты Севастополя Ольга Каленкович.

    Что же касается грядущих нововведений, то:

    Впереди нотариусов ожидает полный переход на электронный вид. У нас будут убраны все до одной «бумажные книги». Подпись человек будет ставить на специальном аппарате, стикером на планшете. Это вопрос будущего, но ближайшего. Чтобы система заработала в полном объёме, необходимо не только внести изменения в нормативные акты, но и проработать проект технически, — говорит Ольга Каленкович. — В частности, решить проблему доступа к Интернету. Россия — большая страна и мест, где со Всемирной сетью недостаточно, ещё очень много. Но, в любом случае, перспектива заявлена, так что мы — готовимся.

    Информационная платформа «КрымPress» 

    Posted by Olga @ 16:22

Комментарии отключены.