Президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик сообщил о реализации пилотного проекта с одним из крупнейших банков страны: введен сервис «Получение наследства без визита в банк» с использованием электронного свидетельства о праве на наследство.
Новость прозвучала в Совете Федерации в рамках круглого стола «Повышение доступности нотариальных услуг для граждан: развитие цифровых сервисов». Принципиальный вопрос: цифровые сервисы планируется развивать. В том числе — в сфере наследства.
Как отметила руководитель проектов ФКУ «Государственные технологии» минцифры Наталия Кронштадтская, сегодня в рамках суперсервиса «Утрата близкого человека» наследник может получить на Госуслугах свидетельство о праве на наследство в формате pdf, который не предназначен для использования другими ведомствами и организациями.
«Мы предлагаем рассмотреть возможность разработки свидетельства о праве на наследство в виде структурированного электронного документа, — сказала она. — Это позволит нам обмениваться данными с другими организациями, органами власти и минимизировать очные визиты граждан в контору для оформления наследства. Сейчас можно было бы использовать данную возможность для оформления наследства по вкладам».
«По заявлению наследника нотариус, выдавший свидетельство о праве на наследство, формирует и направляет в электронном виде в банк через Единую информационную систему нотариата удостоверенный им пакет документов для выплаты наследнику причитающихся ему денежных средств. Сотрудник банка проверит комплект поступивших документов и произведет выплату наследства по счетам и вкладам», — поясняют эксперты.
В таком случае лично приходить в отделение наследнику уже не нужно. На основании электронных документов, переданных нотариусами, наследство будет зачисляться банком на его карту.
У нотариата есть потенциал для дальнейшего развития удобных и востребованных гражданами цифровых сервисов, отмечают эксперты. Одна из важнейших задач на ближайшее будущее — развитие государственной инфраструктуры приема документов в электронном виде.
«Уже не первый год нотариусы могут оформлять юридически значимые документы в цифровом виде, минуя бумажный формат. Чтобы заявитель мог воспользоваться всеми преимуществами «цифры» в этой части, важно обеспечить возможность предъявлять такие документы по месту требования в электронном формате», — объяснил Константин Корсик.
Еще одна актуальная инициатива — подключение Единой информационной системы нотариата к широковещательной рассылке Единого государственного реестра ЗАГС. На рассмотрении Госдумы находится законопроект, согласно которому в информационную систему нотариата будут оперативно поступать сведения о смерти граждан, а также об исправлениях и изменениях в записях актов о смерти.
«Такая мера направлена на своевременное пресечение фактов незаконного использования доверенностей умерших граждан», — пояснила первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Ирина Рукавишникова.
Текст: Владислав Куликов
Фото: Александр Корольков