Обратная связь

Архив новостей

Регистрация

  • 352,5 млн записей, почти 300 Тб данных, возможность проверить юридически значимую информацию, получить ряд нотариальных действий, не выходя из дома, и удостоверить с помощью нотариуса любую сделку дистанционно — это и многое другое стало возможным благодаря Единой информационной системе (ЕИС) нотариата. В июле «сердцу» развитой электронной инфраструктуры нотариата исполнилось 9 лет.

    Записывать и проверять

    Доступ к ЕИС есть у нотариусов по всей стране: от городов-миллионников до небольших поселений на Крайнем Севере. Основное содержание ЕИС — сведения обо всех совершаемых в стране нотариальных действиях. На сегодняшний день — это 352,5 миллионов записей или почти 300 Тб данных. Каждый день система пополняется сотнями тысяч новых записей. Важно, что в нее загружаются все нотариальные акты — от доверенностей и соглашений до брачных договоров и завещаний, что гарантирует неизменность текстов. Никакие третьи лица не могут их удалить, переписать, добавить файлы от себя.

    Надежность ЕИС нотариата подтверждается и тем, что в системе не было ни одной утечки информации и персональных данных. Это следствие ответственного подхода нотариата к созданию, обслуживанию информационной системы и работе с ней.

    При этом ЕИС нотариата — это не только надежное хранилище для юридически значимых сведений, но и база для уникальных публичных реестров и сервисов, которыми активно пользуются граждане и предприниматели нашей страны. Один из них — сервис проверки нотариальных доверенностей. С момента запуска в 2017 году граждане воспользовались им 15,2 млн раз. Указав реквизиты документа, который вас интересует, можно увидеть имена доверителя и поверенного, сверить номер, дату, сведения о нотариусе.

    Также в конце 2021 года на портале Федеральной нотариальной палаты заработал новый социально значимый реестр — Реестр распоряжений об отмене доверенностей, выданных в простой письменной форме. С тех пор отменить доверенность в простой письменной форме можно прямо из дома или из любого другого удобного места, где есть доступ в интернет.

    Почти 200 тысяч раз граждане проверяли подлинность нотариальных документов по QR-коду. Популярность этого сервиса, запущенного в 2021 году, постоянно растет. Так, в первом полугодии 2023 года им воспользовались более 56 тысяч раз. Это на 42% больше, чем за тот же период прошлого года.

    Кстати, как показывает аналитика, женщины все еще чаще мужчин проверяют подлинность нотариальных документов через сканирование QR-кода на портале ФНП. Однако разрыв сокращается, мужчины «догоняют». Большинство пользователей сервиса обращаются к нему через смартфон. В 2022 году их было 59%, теперь уже 69%. Самыми предусмотрительными остаются граждане в возрасте 25-34 лет — на них приходится 34% всех проверок. На втором месте (32% всех проверок) — люди немного постарше, 35-44 года. На лиц в возрасте от 45 до 54 лет пока приходится 15% всех обращений к онлайн-сервису проверки документов с печатью нотариуса.

    Важно проверять документ безопасным методом — по QR-коду именно через сервис на портале ФНП. Не стоит просто наводить камеру телефона на QR-код на нотариальном документе, то есть использовать программу-сканер напрямую с телефона. Сайты-ловушки обычно делают по образу и подобию реальных. Рядовым гражданам бывает сложно заметить подвох, если в фальшивый QR-код вшит подставной адрес. Только воспользовавшись безопасным методом проверки через сервис Федеральной нотариальной палаты можно гарантированно получить достоверные сведения и избежать сайтов-двойников с подложными данными.

    Правильный алгоритм действий таков: заходим на официальную страницу сервиса, нажимаем там кнопку «Проверить», разрешаем доступ к камере своего смартфона или компьютера и уже тогда с ее помощью сканируем идентификатор на документе. Сервис проверит информацию в ЕИС нотариата и покажет, зарегистрирована ли там, например, доверенность с такими реквизитами или нет.

    К реестру наследственных дел с момента его запуска весной 2018 года россияне обращались почти 14 млн раз. Еще одной важной частью ЕИС нотариата является реестр уведомлений о залоге движимого имущества. Сейчас в нем содержится почти 16,5 млн записей, что на 18% больше, чем было год назад.

    Граждане стремятся обеспечить себе гарантии безопасности и обращаются к данному сервису, например, при покупке автомобиля, особенно — на вторичном рынке. Проверяют, нет ли на авто обременений. В реестре содержится информация о залоге самого разнообразного движимого имущества — от коровы до видеокарты. Большая часть сведений этого реестра — данные юридических лиц, которые важны для корпоративных правоотношений, сделок между компаниями, кредитования бизнеса и т. д. Реестр о залоге движимого имущества — один из важнейших регуляторов прозрачности и добросовестности залоговых отношений.

    Удаленные и дистанционные форматы работы

    На базе ЕИС развивается целая экосистема нотариата, включая удаленные и дистанционные нотариальные действия. Их востребованность возрастает. Так, за прошлый год в 30 раз выросло число нотариальных действий, совершенных удаленно, через интернет. В 2023 году перечень удаленных нотариальных действий расширился — теперь онлайн можно удостоверить факт наличия сведений в Едином государственном реестре недвижимости.

    Напомним, что также в удаленном формате можно внести деньги на депозит нотариуса, передать ему на хранение электронные документы, совершить исполнительную надпись, получить выписку из реестра уведомлений о залоге движимого имущества, обеспечить доказательства в интернете. И сделать еще несколько действий, для которых не принципиальна проверка волеизъявления — и именно поэтому они доступны в онлайне.

    Также россияне все чаще прибегают к сделкам, которые дистанционно удостоверяют нотариусы. В прошлом году количество таких сделок увеличилось в 4,5 раза. Они удобны как для граждан, так и для компаний. Стороны могут не встречаться за одним столом, а находиться каждый в удобной для себя нотариальной конторе. Иногда — в разных концах страны. Самые популярные дистанционные нотариальные сделки — это сделки с недвижимостью, брачно-семейные соглашения и сделки между юрлицами. Важно, что при дистанционном формате сохраняются все предусмотренные законом проверочные процедуры и гарантии.

    «Одно окно» и «новые «хиты»

    На базе ЕИС организовано взаимодействие нотариата с государственными реестрами. Это повышает и скорость совершения нотариальных действий, и уровень комфорта для граждан. Электронными партнерами нотариата являются Росреестр, ФНС, Центральный Банк России, Центральный каталог кредитных историй, Министерство внутренних дел, органы ЗАГС, ФССП, Пенсионный фонд и др.

    Именно благодаря участию нотариусов в системе межведомственного электронного взаимодействия стала реальной работа в режиме «одного окна». Когда человеку достаточно один раз обратиться к нотариусу, который уже сам запрашивает все необходимые сведения из государственных реестров и баз данных, проводит проверки, готовит проекты документов. И после удостоверения сделки сам направляет сведения для регистрации в Росреестр или ФНС, если это необходимо.

    Благодаря развитию ЕИС стало возможным создание суперсервисов на портале Госуслуг, развитие комплексных цифровых проектов. Так, с 1 июля 2023 года у жителей 75 субъектов РФ появилась ещё одна, дополнительная возможность записи к нотариусу — через портал Госуслуг. С помощью сервиса «Универсальная запись к нотариусу» можно выбрать удобную для себя нотариальную контору, выяснить, какие документы требуются для совершения конкретного нотариального действия и заранее направить их на проверку нотариусу.

    Отдельное направление работы связано с машиночитаемыми доверенностями (МЧД). Нотариат участвует в проекте вместе с ФНС и Минцифры, задействован как в разработке форматов машиночитаемых доверенностей, так и в разработке классификаторов полномочий. В Единой информационной системе нотариата разворачивается специальный функционал на базе распределенного реестра блокчейн.

    В МЧД полномочия указываются в виде кода, такую доверенность можно обработать в информационной системе автоматически. Новая система — это дополнительный формат, в нашем случае, нотариальной доверенности. Нововведение добавит гражданам и юрлицам удобства. Не нужно будет носить с собой и предъявлять доверенность физически. Применение МЧД для бизнеса станет обязательным. Такой документ будет нужен для подтверждения полномочий сотрудника, который взаимодействует с государственными органами и контрагентами от имени компании.

    Развитие информационных технологий — стратегическое направление деятельности нотариата, на которое направлено максимум внимания, большие финансовые и человеческие ресурсы. Важно отметить, что нотариат создает, поддерживает и развивает цифровую инфраструктуру самостоятельно, своими силами и за свой счет, без каких-либо затрат налогоплательщиков.

    Источник: Федеральная нотариальная палата

    Posted by Olga @ 10:01

Комментарии отключены.