О поддержке НКО, помощи людям с инвалидностью и борьбе с буллингом — в интервью нового члена ОП РФ
Крымчанка Наталья Кирюхина, многие годы занимавшаяся проблемами социально незащищенных севастопольцев, помощью инвалидам и другими общественными проектами, приступила к работе в качестве члена Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО. В преддверии нового рабочего сезона общественница делится планами и надеждами, рассказывает о своем опыте и взглядах на жизнь.
— Наталья Анатольевна, вы начали свою карьеру с профессии юриста, нотариуса. Когда вы решили стать общественным деятелем, что вас привело в эту сферу?
— Да, я работаю в системе юстиции уже давно, с 1997 года. Нотариальная палата Севастополя активно участвует в общественной жизни города, ее представители являются меценатами во многих социальных проектах, и я, работая нотариусом, неоднократно сталкивалась с проблемами в деятельности НКО, часто помогала им, оказывала бесплатные консультации, участвовала в различных мероприятиях.
В качестве претендента в первый состав Общественной палаты Севастополя меня выдвинули мои коллеги — нотариальное профессиональное сообщество, и я благодарна им за оказанную честь.
— Какие задачи вы ставите перед собой в качестве члена ОП РФ? Какие проблемы планируете поднять?
— Вся моя профессиональная деятельность связана с решением проблем людей, и в своей общественной жизни в Севастополе я сталкиваюсь с рассмотрением непростых ситуаций, в которые попадают социально незащищенные горожане, в частности люди с инвалидностью.
В Общественной палате Севастополя я курирую рабочую группу по делам инвалидов — в большей степени «особенных» детей и взрослых с ментальными расстройствами. И моя работа в ОП РФ, безусловно, будет связана именно с этим направлением.
— Будете ли вы делать акцент на проблемах Крыма и Севастополя?
— В своей сфере — конечно. Одна из них заключается в следующем: на сегодня в Крыму действует пять психоневрологических интернатов (ПНИ), но они не справляются с нагрузкой. В каждом таком заведении наблюдается явное перенаселение.
К 2020 году будут построены еще три ПНИ в Крыму и один — в Севастополе. Раньше ПНИ в Севастополе не было. Сейчас будущие пациенты живут дома с близкими и получают пособие. Однако сразу после открытия учреждения выплаты прекратятся.
Я убеждена, что необходимо не просто строить новые психоневрологические интернаты, но и развивать альтернативные формы проживания. У людей, которые сейчас составляют очередь в ПНИ Севастополя, должен быть выбор: получать необходимую социальную помощь на дому в форме, к примеру, сопровождаемого проживания или переехать в интернат.
Необходимо принимать меры по реорганизации работы существующих ПНИ. Здесь важно и закрепление права людей с интеллектуальными нарушениями на каждодневную занятость, которая включает обучение трудовым навыкам, поведению в обществе, образованию, коммуникациям. Сейчас сотрудники ПНИ не только находятся в плену предубеждений, но и недооценивают возможности своих подопечных, не понимают, что одной из основных задач социальной помощи является восстановление трудоспособности. Мы должны эту ситуацию изменить.
Я считаю, что все случаи признания людей с интеллектуальными нарушениями недееспособными должны быть пересмотрены. Должен быть восстановлен статус «частичная дееспособностьи», который позволит восстановить их право на труд.
— В июле это года в рамках форума «Сообщество» в Туле вы участвовали в инспектировании домов-интернатов Тульской области. Каково ваше впечатление от поездки?
— Да, это был мой первый нулевой день на форуме. Он был максимально открытым, эффективным и по-настоящему решающим. Для меня было крайне важно увидеть организацию оказания социальных услуг в подобных учреждениях.
Главный вывод, который я сделала, — нам надо на чужих ошибках учиться. Да, в нашем городе сейчас нет таких учреждений, и после посещения Тульской области мне стало еще более очевидно, как они важны, но хочется увидеть их более социальными.
Такой формат взаимодействия общественников с сотрудниками интернатов, который я увидела на форуме в Туле, я считаю максимально эффективным инструментом общественного контроля. Буду очень рада дальнейшему сотрудничеству и, безусловно, в будущем приму участие в других нулевых днях, воспользуюсь опытом, приобретенным в Туле.
— Расскажите, пожалуйста, о своей деятельности в общественной организации «Особые дети».
— Севастопольская региональная общественная организация «Особые дети» — в последние годы, пожалуй, одна из самых известных и наиболее часто звучащих в общественном пространстве организаций. Феномен ее прост: она создает пространство для общения родителей «особенных» детей и педагогов, психологов, реабилитологов и просто неравнодушных людей. Эта работа дает возможность получить информацию о методиках развития и воспитания таких детей. Родительское сообщество может здесь обменяться опытом, узнать ответы на возникающие вопросы, рассказать об успехах и сложностях.
Ведь, как показывает опыт, социальная адаптация семьи важна ничуть не меньше, чем реабилитация ребенка. Понимание того, что ты не одинок, придает человеку дополнительные силы. А как важно бывает порой высказаться в кругу людей, которые всегда поймут и поддержат!
Вместе с родительским сообществом мы разбираемся в вопросах, связанных с оказанием услуг — образованием, медицинским обслуживанием, выносим их на обсуждение с исполнительной и законодательной ветвями власти для принятия решений по существу — системных, взвешенных, хотя порой и непростых.
— Кто оказывает вам поддержку в общественной работе?
— Это мои коллеги по общественной работе в городе: общественные организации инвалидов СРОО «Особые дети», СРОО «Дом Солнца» — они помогают советом или просто вовремя прозвучавшим звонком. Помогают и многие НКО Севастополя, и коллеги из моего профессионального сообщества — Нотариальной палаты Севастополя, и многие-многие другие. Они вдохновляют на новые проекты и дают силы двигаться дальше.
Я очень благодарна севастопольским волонтерам — «Команде жизни». Они активно работают в организации «Особые дети» — проводят занятия и праздники, организовывают акции, выезжают в лагеря, ходят на экскурсии, дают мастер-классы, распространяют информацию об аутизме, пишут статьи, делают фото- и видеорепортажи, помогают родителям в трудной ситуации, служат примером для детей и, конечно же, вместе планируют работу и обмениваются идеями.
Очень непростая жизнь у этих мальчиков и девочек, но они уже считают помощь особым детям совершенно естественным занятием. Все просто: мы можем оказать помощь тому, кто находится на расстоянии вытянутой руки.
Сейчас мы вместе с волонтерами планируем проведение большого круглого стола, посвященного проблеме школьной травли — буллингу. Волонтеры «Команды жизни» — это прежде всего старшеклассники и студенты, и им есть что рассказать.
Как и во многих других странах мира, у нас в учебных заведениях и просто в подростковой среде получило распространение явление буллинга, которое выражается в психологическом давлении, жестоком обращении, физическом насилии, агрессии и других действиях, которые совершаются для того, чтобы вызвать страх, подчинить человека своим интересам. Причем наиболее уязвимы к буллингу застенчивые, примерные дети, а также дети, которые в силу разных жизненных обстоятельств замкнуты в себе, закрыты для общения. Особенно часто с этим сталкиваются дети с ментальными нарушениями.
Обсуждение проблем буллинга на площадке Общественной палаты Севастополя состоится в сентябре, мы будем говорить об инструментах выявления и предотвращения этого явления. Я приглашаю всех заинтересованных коллег принять участие в круглом столе.
Источник: сайт Общественной палаты Российской Федерации