В городе-герое Севастополе День Победы всегда был и остается особым днём!
Я хорошо помню севастопольские военные парады 9 мая в своем детстве. Длинные колонны ветеранов шли ровным красивым строем по проспекту Нахимова. В их числе были оба моих деда. Жители города восторженно скандировали: «СПАСИБО!», а затем обязательно шло троекратное: «Ура!».
Но чем взрослее я становилась, тем короче становились колонны… В парадах стало появляться все больше военной техники, а ветераны теперь оставались на трибунах.
76 лет мира — это период длинною в красивую, наполненную человеческую жизнь.
У каждого ветерана до этой жизни прошла еще одна… Четыре года войны вместили в себя столько боли, что даже для 100 лет будет невыносимо много.
Мы, нынешнее поколение, не знавшее войны и лишений, всегда будем в неоплатном долгу перед теми людьми, которые встали плечом к плечу перед лицом врага.
Нотариальное сообщество города Севастополя всегда с большим трепетом готовится к поздравлению ветеранов и в канун праздника нотариусы и сотрудники нотариальной палаты лично навещают каждого, с кем волею судеб свела жизнь.
Как это не прискорбно, но годы берут свое. В этом году наших героев осталось лишь тринадцать человек. В декабре прошлого года не стало Морозовой Валентины Сергеевны. Помним и скорбим…
Каждый ветеран, кого мы навещаем, нам коротко рассказывает о себе, вот истории их жизни.
Фронтовая биография Бориса Павловича начиналась в августе 1942 года, когда парнишке исполнилось всего лишь 17 лет.
Он стремился попасть на войну, обивал пороги военкомата, но война сама пришла к нему. Немцы рвались на Кавказ, приближались к его родным местам (станица Ачинская Чеченской Республики). Несмотря на непризывной возраст, доброволец Малько попал в минно-сапёрный штурмовой батальон.
О войне Борис Павлович вспоминает так:
«1 января 1943 года на Кавказском фронте началось наступление. Нас, минёров, распределили по танкам и бросили для прорыва на главном направлении. Брали Моздок, Нальчик, Пятигорск, Ставрополь. Наступление было тоже нелёгкое. Под дождём дороги раскисли, поэтому танки приходилось вытаскивать тягачами, а в боях мы теряли товарищей. До этого наш сапёрный батальон в составе 51-ой Армии, 63-й танковой бригады овладел станицей Крымской. Это уже была моя Родина, за её взятие я получил свой первый орден Отечественной войны в 18 лет.
В марте 1943 года мы взяли Краснодар и приступили к подготовке форсирования Керченского пролива и высадке десанта в Керчи и Феодосии.
А дальше – огненная земля, форсирование на рассвете в шторм под три бала и в дымовой завесе Керченского пролива. Мокрые до нитки, в числе первых мы зацепились за Крымскую землю, стали делать проходы в минных заграждениях, пробивали дорогу танкам и пехоте.
Далее в составе Приморской армии мы освобождали Судак, Алушту, Ялту.
Двигаясь по Южному берегу на Севастополь, иногда и про войну забывали, любуясь красотами Крыма, которые так не вязались с жестокими и кровопролитными боями.
18 апреля освободили Балаклаву, и все силы были брошены на штурм Сапун-горы. Немцы эту линию так укрепили, что считали основным форпостом, а взяли мы её за два дня. Сапун-гора для меня – место священное, здесь был мой последний бой, и, наверное, поэтому город-герой стал главным в моей жизни.
У мемориала на Сапун-горе есть памятная плита с наименованием нашего батальона. Ранее здесь собирались однополчане, вспоминали погибших. Только жаль, что в настоящее время в живых почти никого не осталось…».
Ей было 19 лет, когда началась война. Вспоминая то страшное время, Антонина Михайловна не сдерживает слёз. 17 апреля 1942 года молодая девушка была призвана на фронт в Москву.
«Наш участковый говорил, что нас не заставляет, все могли идти по желанию. Но по желанию с Ивановской области девушек собралось целый состав. Привезли нас в Москву», – вспоминает Антонина Дрёмина.
На фронте ее направили в расположение командующего Московским корпусом – она служила зенитчицей. В кротчайшие сроки девушку обучили опознавать немецкие самолёты по звуку.
«Я попала в разведку. Мы изучили немецкие самолёты. Я стояла на чердаке и смотрела, откуда летят самолеты. И когда я слышала шум самолёта (а мы знали шум каждого самолёта), я по телефону сообщала, что слышу шум такого-то самолёта. И там уже наши войска готовились к бою. Вот так я служила», – поделилась воспоминаниями Антонина Михайловна.
СЕРГУШКИНА ВАЛЕНТИНА ТИМОФЕЕВНА
Валентина Тимофеевна родилась в 1926 году. В 1938 году ее семья переехала в Севастополь. В 1941 году Валентина Тимофеевна окончила 9 классов и с первых дней войны по призыву к гражданской молодежи о помощи стала помогать в военном госпитале. После перевода госпиталя в Инкерманские штольни, продолжила оказывать помощь медицинскому персоналу и раненым. При бомбежке госпиталя была ранена, в результате ранения потеряла ногу. 27 июля 1942 года самолетом была эвакуирована в Краснодар. После лечения ее эвакуировали в Тбилиси, где она окончила курсы машинисток. В 1946 году Валентина Тимофеевна вернулась в Севастополь, и долгое время работала в воинских частях города. Инвалид Великой Отечественной войны. Награждена медалями «За доблестный труд», «За оборону Севастополя» и орденом Отечественной войны II степени.
Ника Афанасьевна встретила Великую Отечественную войну в 12-летнем возрасте в Севастополе. Со своей матерью, сестрой и братом она была в составе 456 полка НКВД 109 стрелковой дивизии, которая базировалась на 112 высоте Балаклавы. Из-за того, что Ника Афанасьевна была проворной, она вместе со своим братом совершали вылазки за водой под прицелом фашистских снайперских винтовок. Воду в Балаклаве можно было набрать только в двух колодцах. В один из своих походов Ника Афанасьевна получила тяжелое ранение, после которого ей долгое время пришлось лечиться.
ГОЛОВАНОВА ВАЛЕНТИНА АЛЕКСЕЕВНА
Валентине Алексеевне в этом году исполнилось 95 лет! Она родилась в селе Студенок Троснянского района Орловской области в семье учителя. Войну Валентина Алексеевна застала в 1941 году, когда училась в 8-ом классе. Вскоре их село попало в окружение, и два года оккупации она вместе с матерью оказывала помощь партизанам в борьбе с фашистами.
В 1943 году, когда село освободила Красная армия, Валентине Алексеевне предложили уйти на фронт связистом. Работать приходилось очень много, и по ночам, и под бомбёжкой, и на передовой в блиндаже.
На всю жизнь Валентине Алексеевне запомнились битва на Курской дуге, когда перед ее глазами проходили жестокие танковые бои, выжженная Белорусь, понтонная переправа во время форсирования Днепра.
Валентина Алексеевна прошла с боями через Западную Украину, страны Восточной Европы, Берлин. Затем по дороге Берлин-Прага войска, где она служила, вошли в Чехословакию. Валентина Алексеевна вспоминает: «В пяти километрах от Праги позвонил командующий армии и попросил меня связать с командиром нашей части. Я услышала приказ: сосредоточить все виды войск на участке фронта в 12-00 ночи и дать немцам «закурить» (прощальный залп из всех орудий), чтобы они запомнили это на всю жизнь». Так Валентина Алеексевна первая у себя в части принесла весть о Победе, о том, что война закончилась.
Самые дорогие для неё фронтовые медали это: За боевые заслуги на Курской дуге, Орден Красной Звезды, Орден Отечественная война 2-й степени, Орден за мужество.
Михаил Степанович, не смотря на свой преклонный возраст, ведет уроки мужества для детей в школах и занимается общественной деятельностью.
Он родился в 1925 году, является уроженецем с. Нижне Брянской области. В 1943году был насильно угнан в Германию, но под Минском (БССР) ему удалось на ходу спрыгнуть с поезда и попасть в партизанский отряд №113. В ходе войны участвовал в боях и разгроме немецких гарнизонов «Маменник», «Селец-Балонный», «Вендорож». Соединился с частями Красной Армии – в мае 1944года был направлен на фронт в составе 290 с.д.878 с.п. пулемётчиком. В Польше в бою под крепостью Остроленко на р. Нарев получил тяжёлое ранение и был отправлен на длительное лечение в Горьковскую область.
Семья Валентины Сергеевн и она сама — коренные севастопольцы в шестом поколении. Оказались в Инкерманских штольнях всей семьей. Папа 1889 года рождения после эвакуации Морского завода работал в части, что находилась в штольне. Мама при штабе 25-й Чапаевской дивизии готовила пищу солдатам, стирала.
Мы, три сестры (19-го, 21-го и 25-го годов рождения), были зачислены в спецкомбинат. По 16 часов работали на швейных агрегатах, старшая шила кирзовые сапоги, средняя сестра и Валентина Сергеевна —меховые кожухи, брюки, гимнастерки, белье, маскхалаты—все, что нужно для фронта. Уже в последние дни обороны нам доверили изготовлять запалы, для чего мы шили мешочки из парашютного шелка, которые потом заполняли дробью уже в другой штольне, напротив, где хранились вооружение и боеприпасы.
В Инкерманских штольнях не раз бывал генерал Игорь Петров, а в начале июня прибыл адмирал Филипп Октябрьский. «Держитесь, девчата,—говорил он.—Севастополь мы не сдадим! На ваших руках—производство и раненые». Мы и сами так думали, потому что были воспитаны в высоком патриотическом духе, а 29 июня 1942 года за подписью Бобровой, директора 4-й госфабрики (теперь это фабрика им. Н. Ониловой), мы получили маленькие розовые справочки, что с ноября 1941-го по 28 июня 1942 г. работали швеями-мотористками, позже этот опыт был внесен в трудовой стаж…
В годы Великой Отечественной войны Валентина Сергеевна трудилась в тылу, за что получила медаль «За оборону Севастополя». Всю войну она находилась в родном Крыму.
Более подробно о событиях жизни Валентины Сергеевны можно узнать из статьи в газете «Слава Севастополя» 15.05.2018 «У войны не женское лицо?» https://slavasev.ru/2018/05/15/u-voynyi-ne-zhenskoe-litso/
Во время войны работала медсестрой в военном госпитале. В ноябре 1941 года их Севастополя была эвакуирована вместе с ранеными в город Поти.
Зинаида Ивановна родилась в 1923 году в городе Константинополе. В 1919 году ее родители выехали туда вместе с другими членами семей экипажа баржи, на которой служил ее отец. Баржа принадлежала императорскому флоту. Поэтому, когда в Крым вошли красные, они вынуждены были оставаться в Константинополе, пока новое правительство не урегулирует все юридические вопросы. Только лишь в 1925 году весь экипаж отца со своими семьями смог вернуться обратно в Севастополь.
Зинаида Иосифовна – потомственная жительница Севастополя. До войны окончила семь классов в школе № 25, потом два года училась в ФЗО, работала в торпедной мастерской. В сентябре 1941 года поступила на работу в ОВСГа ЧФ, была зачислена матросом сухогрузной баржи СП–90, которая находилась в ведении продовольственного отдела Севастопольского порта. Когда враг вплотную подошёл к городу, перевозили бойцов на передовую, забирали раненых, убитых. Работала на барже по май 1942 года. В конце мая 1942 года баржу накрыло снарядом. Зинаиду Иосифовну направили на работу в убежище ОСВГа, где работала до последнего дня обороны. В конце июня 1942 года рабочих вывезли на полуторках в Камышовую бухту, где пробыли до 3 июля, напрасно ожидая кораблей для эвакуации… Это одна из самых страшных страниц истории города Севастополя.
Пережила оккупацию, чудом избежав отправки в Германию.
Основные награды: орден Отечественной войны II степени, медаль «За оборону Севастополя».
Через несколько дней Анатолию Андреевичу исполняется 90 лет.
Он родился в 1931 году в городе Ленинграде. Детство Анатолия Ильина закончилось в 1941 году, когда ему едва исполнилось 10 лет. Он со всей семьей оказался в городе, попавшем в блокаду.
В 1942 году от голода умерла его мама, а папу призвали на службу в армию. Мальчик остался совершенно один в городе, окруженном фашистами. Долгое время маленький Толя жил то в одной семье, то в другой, пока его не определили в детский дом.
После окончания войны помогал восстанавливать страну, находящуюся в руинах.
Рафаил Алексеевич родился в 1926 году в деревне Курковская, Таганрогского района, Вологодской области, имеет 29 лет выслуги на военной службе и не мало заслуг перед Родиной.
МЕЛЬНИЧУК ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ И ЕЛЕНА ПЕТРОВНА
Супруги Мельничук вместе уже 65 лет, при этом сохранили нежное и трепетное отношение к друг другу. Они оба пребывают в полном здравии. Евгению Борисовичу в этом году 90, родился в один день с И.В. Сталиным, чем очень гордится.
Евгений Борисович и его супруга Елена Петровна большую часть своей жизни посвятили скрупулезному изучению истории партизанского движения в Крыму. Благодаря их многолетнему труду открыты многие страницы истории, обнародованы многие подвиги крымских партизан. Евгений Мельничук автор многих книг о крымских партизанах и их неизвестных подвигах. Несмотря на преклонный возраст, супруги и по сей день не оставляют любимое дело. Так, например, в прошлом году Евгением Борисовичем и его командой был установлен очередной обелиск в память о партизанских подвигах. Все эти мероприятия финансируются, что называется «с миру по нитке» или «кто сколько может». Вся деятельность строится исключительно на патриотизме и энтузиазме участников движения.
Родом Евгений Борисович из Житомирской области. С первых дней нашествия в те края ненавистных, непрошеных гостей — немецко-фашистских захватчиков, — все, кто мог держать в руках оружие, пошли в партизаны. В ряды народных мстителей и подпольщиков встали родители Евгения Борисовича — Борис Борисович и Антонина Григорьевна, бабушка София Станиславовна.
Опасные поручения взрослых выполнял и двенадцатилетний Женя Мельничук. Он носил записки в лес и обратно, привлекался к ведению разведки. Однажды для проведения диверсий срочно потребовалась взрывчатка. А где ее взять, кроме как на железнодорожных платформах проходящих мимо поездов. Мальчуган воспользовался остановкой одного из них на ближайшем полустанке. Как только он снова тронулся в путь, Женя Мельничук запрыгнул на платформу и начал сбрасывать ящики со снарядами. Охрана открыла пальбу из пистолетов. Юный партизан спрятался между платформами на сцепном устройстве.
Состав качнуло — и мальчуган оказался между рельсами. С нарастающей скоростью над головой громыхали вагоны. Женя Мельничук вжался в подошву железнодорожного полотна. В самом конце тяжело дышал паровоз-«толкач». Свисающая с него цепь больно ударила мальчишку по затылку. Отметина осталась на всю жизнь…
Елена Петровна в период Великой Отечественной войны была медсестрой, ухаживала за раненными солдатами.
Во время визита, супруги сто раз поблагодарили, что не забываем. Грустно вспомнили, что их знакомую из Судака, последнюю из оставшихся в живых партизан, в этом году никто не поздравил и не посетил.
Грустно… Мы кичимся какими-то успехами, а про тех, кто жизнью рисковал для нашего счастливого будущего забываем…
Хочется отметить, что нотариальным сообществом в 2019 году принято решение ветеранов, в том числе участников, и инвалидов Великой Отечественной войны, бывших узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных немецкими фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, бывших военнопленных во время Великой Отечественной войны освободить от взимания платы за оказание услуг правового и технического характера на 100%. Это значит, что данная категория граждан пользуется услугами нотариуса бесплатно.